Размытые цели
Санкции, которые собираются ввести США и ЕС против российского сжиженного природного газа (СПГ), вызывают много вопросов. Как утверждают эксперты, эти меры на самом деле не приведут к значительному снижению доходов российского бюджета. Вместо этого они могут быть рассмотрены как пример нечестной конкуренции, где политические мотивы служат интересам отдельных стран и игроков на газовом рынке. Давайте разберемся, что стоит за этими заявлениями.
Санкции и их реальная эффективность
На этой неделе сразу два заявления из США и ЕС привлекли внимание. В начале, газета Politico сообщила, что с января страны Евросоюза начнут активное обсуждение 15-го пакета санкций против России, который в первую очередь затронет экспорт СПГ. Позже помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайетт заявил, что они будут "закручивать гайки", чтобы сократить доходы России от нефтегазового сектора. Однако, как отмечают специалисты, эти заявления встречены с недоверием.
Как показал отчет Агентства ЕС по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER), доля России в импорте СПГ в Европу выросла до 20% в первой половине года. Ситуация выглядит парадоксально: чем больше санкций, тем больше идет российский газ в Европу.
Льготы и налоги: где доходы?
Согласно мнению экспертов, отрасль СПГ в России получает значительные льготы, и, несмотря на высокие налоги на прибыль, поступления в бюджет от СПГ-проектов несопоставимы с другими энергетическими секторами. Как отметил Максим Малков, руководитель практики по оказанию услуг в нефтегазовом секторе, на СПГ отсутствует экспортная пошлина в 30%, что характерно для трубопроводного газа.
Более того, газ, добываемый на Ямале и Гыдане, облагается нулевой ставкой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, подчеркивает, что даже налог на прибыль для экспортеров делится на две части: 17% идет в федеральный бюджет, а остальное — в региональный. В итоге, говорить о значительных поступлениях в казну от СПГ не приходится.
Инвестиции и новые проекты
Несмотря на введение санкций, новые проекты по производству СПГ в России не заморозятся. Алексей Гривач, заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности, отмечает, что новые проекты в арктической зоне получили налоговые каникулы, что снижает их налоговую нагрузку. Таким образом, прямых потерь для бюджета от санкций практически нет, хотя инвесторы сталкиваются с серьезными трудностями.
Единственным проектом, который приносит значительные средства в бюджет, является "Сахалин-2". Этот проект реализуется на основе соглашения о разделе продукции (СРП), и здесь санкции вряд ли будут эффективны, так как в нем участвуют японские компании, которые не могут просто перестать закупать российскую нефть.
Политические и экономические интересы
Так кто же на самом деле выигрывает от этих санкций? Основные бенефициары, по мнению экспертов, — это США, которые активно продвигают свой СПГ на европейском и азиатском рынках. Гривач отмечает, что санкции не только влияют на развитие России, но и служат актом нечестной конкурентной борьбы. Это приводит к тому, что ЕС как импортер оказывается в проигрыше.
Кроме того, как утверждает Малков, другие производители, такие как Катар, могут извлечь выгоду от увеличения цен на газ в результате ограничения поставок из России. В то же время, страны Азии могут также выиграть от увеличения объемов российского СПГ, хотя рост цен может быть значительным.
Таким образом, введение санкций против российского СПГ не имеет ничего общего с поддержкой Украины или уменьшением доходов российского бюджета. Это всего лишь стратегическая игра, где политические интересы стран, таких как США, пересекаются с экономическими выгодами. Российский бюджет, в свою очередь, от
сжиженного газа не зависит в значительной степени. Основной источник доходов для российского бюджета по-прежнему — это нефтяной сектор, который продолжает оставаться основным двигателем экономики.
В то время как западные страны пытаются ослабить экономическую мощь России через санкции, реальность такова, что российская газовая отрасль, особенно в сегменте СПГ, не представляет собой критически важный элемент для казны. Более того, льготы и налоговые преференции создают условия, при которых российская экономика может адаптироваться к новым условиям, что делает санкции менее эффективными, чем предполагается.
Таким образом, в ситуации, когда политические игры и экономические интересы переплетаются, становится очевидно, что санкции против российского СПГ — это не столько попытка нанести удар по российскому бюджету, сколько стратегическая игра на глобальной арене, где выигрывают одни и теряют другие. В конечном итоге, как показывает практика, настоящие последствия будут ощущаться в других сферах, и не всегда в том направлении, в котором рассчитывают их инициаторы.
Санкции скорее служат инструментом для достижения политических целей, чем реальной экономической угрозой для России. Важно понимать, что в этой игре на высоких ставках каждый ход имеет свои риски, и не всегда они оправдывают вложенные усилия.
В заключение, можно сказать, что газовая отрасль, несмотря на все внешние давления, продолжает находить свои точки роста и адаптации в меняющемся мире, что позволяет России сохранять свои позиции на глобальном энергетическом рынке.
|